История визитных карточек сложна, а сведения об их происхождении противоречивы. К примеру, одни исследователи утверждают, что предки первых визиток были в ходу еще у древних шумерских купцов предположительно пять тысяч лет назад, и представляли собой кожаные или глиняные бирки, с выбитыми на них именами и координатами.
По другой версии, история визитных карточек начинается на востоке, в Древнем Китае, и насчитывает две с половиной тысячи лет. Тогда среди людей , приближенных ко двору императора, принято было подавать небольшие дощечки из дерева или бамбука, на которых были вертикально написаны строки иероглифов, содержащие информацию о лице, наносящем визит, а так же краткое изложение темы и предмета его просьбы или будущего разговора. Позже в качестве материала для нанесения текста стали служить кусочки красного шелка. Ношение таких своеобразных визиток считалось привилегией очень состоятельных людей, так как изготовлением визиток занимались лишь редкие каллиграфы, и за свою работу требовали немалых денег.
Еще одна версия гласит: родиной визиток была Флоренция или Венеция середины 17 века, где полиграфическая база была очень развита. Если учесть, что Италия считалась родиной вообще всего европейского этикета, то процесс обмена визитками, как проявление хорошего тона и манерности, мог родиться именно там.
Ну и, наконец, ближе к современности. Франция. 18 век. Принято считать, что в Россию церемониал обмена визитками пришел именно оттуда. Это тем более вероятно, если учесть каким подражательным талантом относительно Франции обладала Россия того времени. Обмен «визитными билетами» стал столь популярен, что на званые вечера, балы и встречи приезжали визитные карточки вместо своих хозяев – считалось нормальным поведением прислать слугу с визиткой, если не можешь присутствовать лично. В 19 веке на основе подобного «не присутствия» родилась даже интересная мода. Существовала даже своеобразная биржа по обмену визитками, куда хозяева отправляли своих слуг. Немного позже процесс пересылки визиток по почте положил начало существованию открыток.
Французские «carte de visite» служили лишь демонстрацией роскоши и положения в свете. И хоть изготовление визитных билетов было удовольствием дорогостоящим, зато в этом процессе участвовали настоящие художники и мастера графики.
Визитте билетте подозрительно напоминали игральные карты. Надо думать, что именно игральные карты были родственниками визиток, так как на их свободном от рисунка поле принято было записывать карточные долги, адреса и чины должников и проигравшихся в пух и прах игроков. Даже внешне, скругленными углами, плотной бумагой и небольшим размером, визитки напоминали карты. Еще на визитках писали коротенькие любовные послания, несколько поздравительных строк или пару фраз по какому-либо знаменательному случаю. Существовали даже свадебные и траурные визитки, больше похожие на произведения искусства.
Из всего этого многообразия родился современный вид визитной карточки, и обряд ее передачи. В конце 19 века рождается корпоративный стиль визитки, на ней появляются коротенькие рекламные послания и отличительные рисунки (логотипы, говоря современным языком) . В том же 19 веке становится нормой указывать адрес, должность или чин лица, вручающего визитку. Таким образом, функциональная сторона визиток почти не изменилась, а вот эстетическая поменялась кардинально. Средствами украшения становятся разнообразные шрифты и вензеля, бесцветное тиснение, золотые и серебряные буквы, вырубка, различные орнаменты, эмблемы, фамильные гербы и, конечно же, сорта бумаги.
Визитка и по сей день является не только бумажкой, содержащей минимальную информацию о человеке, но и инструментом для создания положительного имиджа при первом деловом или неофициальном знакомстве, как это было и много веков назад.