В конце мая Джон Элканн вернулся в Париж. Город стал частым местом для отпрыска итальянского клана Fiat, когда он работал, чтобы получить комбинацию с Renault через линию. Но за несколько дней до объявления о сделке Элканн вошел в квартиру в богатом 16-м округе необычного собеседника: Роберта Пежо, потомка одноименного автопроизводителя и конкурента Renault Arch.
Двое мужчин, влиятельные представители своих семейных империй, давно знали друг друга и создали дружеские отношения. Теперь, когда Fiat Chrysler Automobiles собирался лечь в постель с конкурентами, эта связь была проверена.
В конце концов, Карлос Таварес, генеральный директор PSA для Peugeot, дал понять, что он тоже ищет союзника. И многим отраслевым экспертам Fiat Chrysler и PSA выглядели лучше, чем французская конкуренция, с ее сложным японским альянсом и волевым правительством в качестве крупнейшего акционера.
Когда 27 мая Fiat Chrysler и Renault объявили о своем слиянии, у Tavares не потребовалось много времени, чтобы вылить кислоту на план, назвав сделку «особенно оппортунистической» для Fiat Chrysler и «виртуальное поглощение» Renault. не сидеть хорошо на Fiat в Турине.
Пессимизм оказался пророческим. Сделка потерпела крах только через неделю после того, как французское правительство повысило требования, и сложность напряженного союза Renault с Nissan оказалась непреодолимой. Elkann вытащил вилку на заседании совета директоров «сделай или сломай».
Клубный мир
Неудача дала Таварешу еще один шанс выстрелить в Fiat Chrysler, и когда он заключил сделку, он не хотел, чтобы это проскользнуло через его руки во второй раз. Эта история рассказывает о том, как компании потратили месяцы на то, чтобы объединить сделку, объявленную на этой неделе. Он основан на сообщениях людей, близких к переговорам, которые говорили на условиях анонимности, обсуждая частные встречи.
Fiat Chrysler, PSA и чиновники французского правительства отказались от комментариев
Идея объединения PSA и Fiat Chrysler была известна уже много лет, но переговоры начались в начале 2019 года. В клубном автомобильном мире руководители регулярно обсуждали сценарии развития событий, такие как автомобильные шоу; Французское правительство, со своей стороны, не скрывало того факта, что оно предпочло слияние PSA и Fiat Chrysler, а не Renault, и представители министерства финансов регулярно встречались с Таваресом, Элканном и Робертом Пежо, чтобы изучить этот проспект.
Таварес имеет репутацию проницательного оператора в духе позднего Серджио Маркионне, пропагандирующего необходимость создания глобальных альянсов, которые могут сэкономить на фабриках и объединить ресурсы для дорогостоящих разработок.
Он доказал свою ловкость в поворотах своей покупкой Opel два года назад, богатым наследием, но безнадежным в зарабатывании денег. Португальский руководитель также исследовал таких партнеров, как Jaguar Land Rover, но британский бренд обещал хорошие технологии, но он не предлагал трансформационный всплеск, который Таварес стремился сделать в следующий раз.
Отпуск звонки
К августу, заключив контракт с Renault в руинах, «Фиат-Пежо» набрал скорость.
Министр финансов Бруно Ле Мэр работал с обоими автопроизводителями во время своего отпуска в Греции. Но сделка оказалась недостижимой, со слишком большим количеством нерешенных вопросов и стратегических разногласий, и стороны решили, что им нужно больше времени.
Le Maire публично высказал свои мысли о том, как он рассматривает итальянскую тактику ведения переговоров. Говоря в июле о принятии решений в Европейском союзе, министр заявил, что итальянец «так сильно любит заключать сделки, что продолжает торговаться даже тогда, когда сделка уже есть», - это замечание применилось к челночной дипломатии Элканна в течение нескольких месяцев.
Таварес открыл еще один канал для Майка Мэнли, генерального директора Fiat Chrysler, который приступил к работе после внезапного ухода Маркионне в прошлом году. Два инженера знали друг друга более десяти лет и имели хорошие отношения, часто отправляя друг другу текстовые сообщения.
Переговоры возобновились после августовского перерыва.
В сентябре оба руководителя встретились на автосалоне во Франкфурте, чтобы продвинуть идею полномасштабного слияния. Несмотря на то, что план Renault резко рухнул за короткое время, в лагере Таварес по-прежнему сохранялась обеспокоенность, что они могут вернуться, чтобы попытаться еще раз, чего генеральный директор решил избежать.
Кодовое имя Стелла
Давление также росло внутри отрасли, поскольку продажи автомобилей упали на крупных рынках, таких как Европа и Китай. Новые правила по сокращению выбросов сжимают автопроизводителей, увеличивая необходимость в поиске сильных партнеров. И стремление к электрическому будущему срывалось на полях, поскольку затраты на разработку продолжали расти.
К октябрю была возможна комбинация под кодовым названием Stella. Прорыв произошел на четырехчасовой сессии выходных в Париже между Таваресом и Эльканном, когда они обговорили окончательные детали.
На следующей неделе начали поступать новости о предстоящей сделке, и вскоре обе стороны подтвердили свой план слияния.
Сделка должна была завершить поворот для PSA, которая пять лет назад получила спасательный круг от китайского автопроизводителя Dongfeng Motor Corp. и французского правительства, когда семейство Peugeot отказалось от контроля.
Теперь у клана есть возможность увеличить свою долю в автопроизводителе, которое берет свое начало в металлургической промышленности 19-го века.
Эта сделка также ограничивает возрождение династии Агнелли за последние 15 лет при Элканне и обеспечивает будущее итальянского автопроизводителя, основанного в 1899 году.
«Сила этого слияния заключается в том, что это соглашение между двумя наиболее знаковыми европейскими семьями», - сказал Карло Альберто Карневале Маффе, профессор Миланского университета Боккони. «Это не просто финансовая сделка, это свадьба, в которой сочетаются разные традиции».